В Больших призах станет на одно «дурацкое» правило меньше. В 2017 году Формула 1 избавится от странной и надуманной системы ограничения модификации двигателей – системы жетонов. В честь этого мы напомним вам о других неоднозначных, странных и глупых правилах Формулы 1.
Сейчас эксперты, болельщики, действующие и бывшие пилоты периодически призывает кардинально изменить правила, чтобы спасти чемпионат. Однажды FIA уже так поступала, разгребая последствия своих же действий. В 1952 году Федерация решила изменить Технический регламент, в результате, некоторые конструкторы, в том числе лидер предыдущих двух чемпионатов команда Alfa Romeo, просто отказались от участия, не успев подготовить машины. На стартовой решетке образовалась нехватка болидов, но выход нашли, пересадив пилотов в машины Формулы 2 на два года — в нынешних реалиях очень трудно себе такое представить. Впрочем, в прошлом году Фернандо Алонсо сравнил двигатели Honda с моторами GP2, и это говорит только об одном – разница между двумя чемпионатами в последнее время не такая уж и значительная.
Как-то мы уже рассказывали, кого и как классифицируют после финиша. В 1950-х годах гонщик иногда не попадал в итоговый протокол, если не увидел перед собой клетчатый флаг — например, в случае схода даже на последнем круге. Подобное практиковали на некоторых этапах до начала 1960-х. Так, в 1956 году Луиджи Муссо не получил очко за пятое место. Еще три гонщика не поднялись на подиум: Грэм Хил – в 1960 году в Спа, Альберто Аскари – в 1953 году в Италии и Хуан-Мануэль Фанхио на пару с Джоном Клэзом – тогда же в Бельгии.
Тут мы подошли к другому моменту. Что значит «Хуан-Мануэль Фанхио на пару с Джоном Клэзом»? Дело в том, что правилами не запрещалось пилотам сменять друг друга за рулем болида. Это сохранилось со времен первых Больших призов, которые длились иногда до 10 часов. Ярким примером таких перепрыгиваний с одной машины в другую стал Гран-при Аргентины-1956, когда за рулем семи разных машин успело побывать 22 пилота. Семеро, между прочим, поднялись на подиум.
Все упростилось в 1958 году: дистанцию гонки уменьшили с 500 до 300 километров и запретили меняться болидами. Впрочем, позже гонщики несколько раз все же пренебрегли регламентом, и их за это дисквалифицировали. Один из последних случаев произошел в Великобритании в 1961 году, но тогда пилотов исключили из протокола со странной формулировкой «за постороннюю помощь на пит-лейн».
Для современного болельщика существовавшие ранее системы начисления очков могут показаться странными, а зачастую – и непонятными. Дабы снизить влияние ненадежности техники, в зачет шли только лучшие гонки. Однако иногда эффект был противоположный. Зачем гонщику сражаться за каждый балл, если очки, возможно, не будут учтены при окончательном подсчете? Еще больше фанатов запутывает система, действовавшая с 1967 года на протяжении 14 лет. Чемпионат практически разделили на две части, а худшую гонку в каждой из них просто не учитывали. В личном зачете все гонки стали учитывать только с 1991 года, а в Кубке конструкторов – с 1979 года.
За всю историю только чемпионы 1964 и 1988 годов Джон Сертис и Айртон Сенна при иной системе подсчета проиграли бы свои титулы. В эту компанию часто по ошибке записывают Майка Хоторна. Однако в 1958 году Стирлинг Мосс, хоть и выиграл больше Гран-при, не мог претендовать на титул по этой причине. Тут Майку помогло другое неоднозначное правило – один балл за быстрейший круг в гонке, коих в том чемпионате у него набралось целых три. В наши дни была идея вернуть это правило, но вероятность превращения финальной гонки в фарс заставила от нее отказаться.
В 1994 году под предлогом повышения уровня безопасности и значимости пилота FIA запретила всю электронику болида. Ухудшив управляемость, чиновники забыли про мощность моторов, что привело к печальным последствиям. Пытаясь исправить свои ошибки, они вынужденно в спешке стали уродовать трассы сначала шиканами, сделанными на скорую руку из уложенных шин, а затем и вовсе перестраивая повороты. К счастью, некоторые знаковые повороты вроде Eau Rouge в итоге остались практически в первозданной конфигурации.
Следующие три положения связаны с покрышками. Во-первых, шины с канавками. Эту идею критиковали все, кому не лень, еще до внедрения. Во-вторых, один комплект на квалификацию и гонку, что едва не привело к трагическим последствиям в 2005 году (аварии Кими Райкконена на Нюрбургринге, Михаэля в Барселоне и Ральфа Шумахера в США). И в-третьих, искусственная шинная монополия, которую критикуют не меньше, чем «псевдослики».
Классический пример неудачного «нормотворчества». В начале 2000-х процедуру распределения мест на стартовой решетке меняли чуть ли не каждый год. Самым неудачным форматом была двухдневная квалификация. В первый день гонщики могли ехать «на полную катушку», во второй болиды заправляли топливом с прицелом на гонку, а потом суммировали результат. Правда, каждый раз было всего по одной попытке, а вторая сессия проходила в воскресенье утром, нивелируя прежнюю значимость субботних заездов. В 2005 году хватило шести этапов, чтобы сменить формат.
Многие из вас наверняка еще не забыли про забавный эксперимент FIA с двойными очками на завершающем этапе позапрошлого сезона. Как известно, организаторы хотели таким образом сохранить интригу в чемпионате до последней гонки. К этому их подтолкнули досрочные чемпионства других пилотов, в частности — гегемония Себастьяна Феттеля. Абсолютное большинство фанатов восприняли новшество в штыки. К счастью, уже в прошлом году это недоразумение отменили.
Следующие, с позволения сказать, правила или действуют, но особо ни на что не влияют, или их упразднили, или не внедряли вовсе. Рассказывать о них подробно просто не имеет смысла. Мы их просто перечислим: закрытие пит-лейн и возвращение в один круг болидов в режиме сэйфти-кар, рестарт с места после автомобиля безопасности, третий болид на пятничных тренировках, запрет командной тактики, медальная система, искусственный полив трассы, разделение чемпионата на два класса и много другое. А что бы упразднили Вы?